Бухгалтерский учет в транспортной компании

Бухгалтерский учет в транспортной компании — как ведется бухгалтерский учет в транспортно-экспедиционной компании.

1) Согласно статье 708 Гражданского кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — отправителя груза, получателя груза или иного заинтересованного в услугах экспедитора лица) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.

С согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы клиента, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки.

Бухгалтерский учет транспортно-экспедиторских услуг зависит от условий договора транспортной экспедиции и положений учетной политики.

Согласно статье 6 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях ИП и организаций, регламентированную законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению ИП или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или НСФО, МСФО для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается ИП или должностными лицами юридического лица (далее — руководство), которые в соответствии с законодательными актами РК и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей ИП или организации.

Таким образом, для правильного признания в бухгалтерском учете доходов и расходов по транспортной экспедиции необходимо руководствоваться положениями учетной политики, которая разрабатывается согласно НСФО или МСФО и условиями договора транспортной экспедиции.

Если транспортная экспедиция осуществляется за счет самого экспедитора, то полностью все затраты, понесенные экспедитором по доставке, признаются его расходами по себестоимости предоставленных услуг, а сумма выставляемая Заказчику (Грузоотправителю) признается его доходом.

Если транспортная экспедиция осуществляется за счет Заказчика, то затраты, понесенные экспедитором по доставке признаются дебиторской задолженностью Заказчика Д-т 1280 К-т 3310 на сумму расходов Перевозчика, а сумма выставляемая Заказчику (Грузоотправителю) в виде вознаграждения признается его доходом Д-т 1210 К-т 6010.

В первом случае, если оборот является облагаемым, то на всю сумму выставляется НДС, а по счету-фактуре, полученной от Перевозчика, НДС относится в зачет.

Во втором случае НДС исчисляется только на сумму комиссионного вознаграждения.

Введение операций по предоставляемым транспортно-экспедиционным услугам зависят от настроек конфигурации информационной базы 1С. Если все услуги проводятся через документы, то необходимо заполнить соответствующие документы по реализации и получения услуг от Перевозчика. Также ведение таких операций в 1С зависит от учетной политики.

Таким образом, следуя условиям договора транспортной экспедиции, фирме необходимо разработать раздел учета договоров транспортной экспедиции в учетной политике, а затем попросить программиста ввести настройки в конфигураторе для адекватного отображения данных операций в 1С.

2) Административным кодексом не предусмотрены штрафные санкции за несвоевременное оформление ОКЭД.

3) Что касается корректировки налоговой отчетности, это зависит от условий договора транспортной экспедиции. Согласно пункту 12 статьи 238 Налогового кодекса при оказании услуг по договору транспортной экспедиции размер облагаемого оборота у экспедитора определяется на основе его вознаграждения по договору транспортной экспедиции. Если фирма выполнила услуги за свой счет, то ей нет необходимости пересдавать дополнительные налоговые формы 300.00, если же фирма осуществляла свои услуги за счет Заказчика, то согласно статье 70 Налогового кодекса фирме необходимо сдать дополнительные налоговые формы 300.00 за соответствующие периоды, когда была произведена ошибка в налоговом учете и отразить со знаком минусом корректировку по услугам перевозчика (транспортной организации).

1 МРП (2024 г.)
3 692 тг.
1 МЗП (2024 г.)
85 000 тг.
Минимал. пенсия (2024 г.)
57 853 тг.
КПН
20 %
НДС
12 %
ИПН
10 %
Социальный налог
9,5 %
Социальные отчисления
3,5 %
ОПВ
10 %
ОППВ
5 %
БДО
17 697 тг.
Ставка рефинансирования
9 %
ОСМС
3 %